Положение о группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДА БОКСИТОГОРСКА»
=======================================================================================================

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
Протокол №_3_от 17 апреля 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом №_67_от 17.04.2023 г.

Положение
о группах компенсирующей направленности для детей с
ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения
Настоящее Положение о группах компенсирующей направленности для
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Положение)
регламентирует организацию деятельности
групп компенсирующей
направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее – с ОВЗ) в Муниципальном бюджетного дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 5 комбинированного вида города Бокситогорска»
(далее ДОО).
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
 Федеральным законом №273-ФЗ от 27 декабря 2012 года «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022
года;
 Приказом Минобразования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
года № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с
изменениями на 21 января 2019 года;
 Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31
июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Уставом ДОО.
1.2. Данное Положение определяет цель, задачи, порядок комплектования
группы, порядок организации образовательной деятельности в группах
компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями
здоровья,
представляет
участников
коррекционно-образовательной
деятельности в группе и их перечень документации.
1.3. В группах компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ
осуществляется реализация адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых
образовательных
потребностей,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Коррекционно-развивающая работа в группах компенсирующего
направления проводится специалистами дошкольного образовательного
учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей).
1.5. Основными формами организации работы с детьми, нуждающимися в
помощи, являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия
коррекционно-образовательной деятельности.

1.6. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
2. Цель и задачи группы компенсирующей направленности для детей с
ОВЗ
2.1. Целью организации образовательной деятельности в группах
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5
комбинированного вида города Бокситогорска» является реализация прав
детей с ограниченными возможностями здоровья на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования по адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования.
2.2. К основным задачам реализации образовательной деятельности в группах
компенсирующей направленности в ДОУ относится:
 разработка и реализация адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования;
 организация комплексной помощи воспитанникам детского сада по
коррекции тяжелых нарушений речи, коррекции зрения и задержки
психического развития;
 своевременное выявление особых образовательных потребностей
воспитанников с ОВЗ;
 обеспечение
индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи воспитанникам с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей;
 обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников дошкольного
образовательного
учреждения
и
других
организаций,
специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ
в том числе их эмоциональное благополучие;
 обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3. Порядок комплектования группы компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ в ДОУ
3.1. Прием детей в дошкольное образовательное учреждение осуществляется в
течение всего календарного года при наличии свободных мест.
3.2. Комплектование групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
осуществляется в соответствии с приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением на основании следующих документов:
 заключения
территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии Бокситогорского муниципального района Ленинградской

области (действительно в течение календарного года с даты его
подписания);
 заявления родителей (законных представителей).
3.3. Комплектование групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
осуществляется с учетом тяжести диагноза ребенка и их возраста, согласно СП
2.4.3648-20.
3.4. Количество детей в группах компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи составляет:
 6 детей в возрасте до 3 лет;
 10 детей в возрасте старше 3 лет.
3.5. Количество детей в группах компенсирующей направленности для детей с
амблиопией, косоглазием:
 6 детей в возрасте до 3 лет;
 10 детей в возрасте старше 3 лет.
3.6. Количество детей в группах компенсирующей направленности для детей с
задержкой психического развития:
 10 детей в возрасте старше 3 лет.
3.7. Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей
направленности для детей от 3 лет и старше с учетом возможности детского
сада в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим
особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью
6 и 12 человек соответственно.
3.8. Сроки реализации коррекционной работы в группах компенсирующей
направленности для детей с ОВЗ зависят от степени выраженности речевых
нарушений ребѐнка, нарушений зрительного восприятия, динамики
коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей, условий
воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 4-х лет.
3.9. Во время пребывания в группе компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ, в случае отсутствия положительной динамики коррекционной
работы, воспитанник детского сада может быть направлен на повторное
обследование специалистами ТПМПК для получения рекомендаций по выбору
дальнейших направлений коррекционно-педагогической помощи. В случае
отказа родителей (законных представителей) ребенка от рекомендованной
специалистами ПМПК дальнейшей образовательной траектории, педагоги
ДОУ не несут ответственности за полное устранение дефекта ребенка.
3.10. Отчисление воспитанников из групп компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ осуществляется на основании решения территориальной
ПМПК и оформляется приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.

4. Организация деятельности группы компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ
4.1. Группа является структурной единицей дошкольного образовательного
учреждения.
4.2. Режим работы детского сада – пятидневная рабочая неделя. Максимальная
продолжительность
пребывания
воспитанников
в
дошкольном
образовательном учреждении – с 7:00 до 19:00.
4.3. Помещение группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
соответствует требованиям санитарных норм и правилам пожарной
безопасности.
4.4. Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учѐтом
требований АООП ДО для детей с ОВЗ и рекомендаций, действующих
СанПиН.
4.5. Питание в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
организуется в соответствии с СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания
населения». https://ohrana-tryda.com/node/4438
4.6. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами
коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями
АООП ДО с учетом рекомендаций СанПиН.
4.7. Коррекционно-развивающие занятия проводятся специалистами ДОУ по
подгруппам параллельно в соответствии с АООП дошкольного образования
для детей с ОВЗ.
4.8. Подгрупповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом,
учителем – логопедом, учителем - дефектологом проводятся вне непрерывной
образовательной деятельности, предусмотренных АООП дошкольного
образования для детей с ОВЗ с учетом режима работы детского сада и
психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
4.9. Количество и продолжительность НОД определяется учебным планом,
расписанием НОД в соответствии с реализуемыми программами и
действующими санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПин:
• для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
• для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
• для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
• для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
4.10. Ответственность за посещение воспитанниками занятий в группе
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ несут родители (законные
представители), учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог,
воспитатели группы, администрация дошкольного образовательного
учреждения.

5. Участники коррекционно-образовательной деятельности в группе
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
5.1. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности
Муниципальном бюджетного дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 5 комбинированного вида города Бокситогорска» в штатное
расписание ДОУ вводятся штатные единицы следующих специалистов:
 для детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы
учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
 для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и
косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога
(тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не
менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
 для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной
единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагогапсихолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда.
5.2. Педагоги детского сада интегрировано осуществляют комплекс
мероприятий по диагностике и коррекции нарушений у детей с ОВЗ, и
консультируют их родителей (законных представителей). Деятельность
воспитателей группы компенсирующей направленности направлена на
создание развивающей предметно – пространственной среды для преодоления
нарушений в развитии каждого ребенка, его оздоровление, формирование
компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в
школе.
5.3. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждѐнному заведующим дошкольным образовательным учреждением.
Учитель – логопед, учитель – дефектолог ведут образовательную и
коррекционно – развивающую работу с детьми с ОВЗ, на основе заключения
ТПМПК, разрабатывают индивидуальную программу коррекционно образовательной
деятельности,
организуют
целенаправленную
организационно – педагогическую деятельность, проводят отслеживание
динамики развития детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями заключения
ТПМПК, консультируют воспитателей и специалистов по вопросам
организации коррекционно – педагогического процесса и взаимодействия
детей группы.
5.4.Деятельность педагога - психолога направлена на сохранение психического
здоровья детей группы, музыкального руководителя на развитие музыкальных
способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности детей,
инструктора по физической культуре на сохранение и укрепление здоровья
детей, их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни.
5.5. Родители (законные представители) имеют право защищать законные
права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в
соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования детей,
характером коррекционных методов их обучения.

6. Формы учета деятельности и отчетности специалистов группы
компенсирующей направленности
6.1. В перечень основной документации специалистов группы
компенсирующей направленности входит:
 настоящее
Положение
о
работе
группы
компенсирующей
направленности для детей с ОВЗ;
 копия заключения ТПМПК;
 речевые карты (учитель-логопед);
 протоколы обследования воспитанников (учитель-дефектолог);
 карты психоэмоционального развития детей (педагог-психолог);
 перспективный план работы;
 календарный план работы (учитель-логопед);
 индивидуальный учебный план (учитель-логопед, учитель-дефектолог);
 тетрадь
взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и
воспитателя группы;
 индивидуальные
тетради
ребенка
(учитель-логопед,
учительдефектолог);
 график работы специалиста на учебный год.
6.2.
Речевая
карта,
протокол
обследования
ребенка,
карта
психоэмоционального развития заполняется специалистами коррекционного
звена на воспитанника в ходе всестороннего обследования в начале учебного
года.
6.3. В течение учебного года проводится промежуточное обследование,
результаты которого фиксируются в речевую карту, протоколы обследования
ребенка и карту психоэмоционального развития.
6.4. Перспективный план работы составляется с учетом возраста и структуры
психоречевых и зрительных нарушений.
6.5. Календарный план работы фиксирует дату, тему фронтального или
подгруппового занятия (в соответствии с перспективным планированием),
цель. Форма календарного плана выбирается специалистом.
6.6. Индивидуальный учебный план составляют на основе анализа результатов
обследования.
Тетрадь
взаимодействия
учителя-логопеда,
учителядефектолога и воспитателя группы содержит задание специалистов,
рекомендации по их выполнению, примечания воспитателя группы.
6.7. Индивидуальные тетради ребенка оформляются на каждого ребенка
группы. В них записываются задания для закрепления знаний, умений и
навыков, полученных на коррекционно-развивающих занятиях. Специалисты
вправе использовать печатные рабочие тетради для индивидуальной работы с
детьми. В конце рабочей недели индивидуальные тетради передаются
родителям/законным представителям для домашних занятий в выходные дни,
так как качество коррекционной работы во многом зависит от совместной
работы специалистов и родителей/законных представителей.

7. Руководство и контроль за деятельностью группы компенсирующей
направленности для детей с ОВЗ.
7.1. Систематический контроль и персональную ответственность за
правильную организацию в группах образовательной деятельности и
проведение всего комплекса мероприятий осуществляет заведующий
дошкольным образовательным учреждением.
7.2. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала
группы компенсирующей направленности определяются Правилами
внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и другими
локальными актами.
7.3.
Учебно-методическое
руководство
осуществляет
заместитель
заведующего по УВР.

8. Заключительные положения
8.1. Данное Положение о группах компенсирующей направленности является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1
настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».